Холотропная терапия: что это такое? Часть 3

holotropВ работах Грофа содержится новое осмысление архитектуры психопатологи­ческого расстройства на основании приведенной картографии психики. Подчерки­вается, что все существующие теории психопатологии не в состоянии объяснить должным образом строение и динамику психопатологии, поскольку не учитывают глубинных процессов, обусловливающих ее формирование.

С точки зрения Грофа, лишь немногие эмоциональные и психосоматические синдромы могут быть объяс­нены, исходя из индивидуального динамического бессознательного, большинство же причин психопатологических проявлений располагается на перинатальном уров­не бессознательного. Содержательно они связаны с травмой рождения и страхом смерти, и их разрешение требует конфронтации с процессом смерти - возрождения.

Предложенная концепция, по мнению автора, не только вносит вклад в науку о психическом здоровье, но и требует пересмотра современных парадигм, изуча­ющих Вселенную в космических масштабах, микрокосмос, пространство и время, биологию и пр. Заключения о новых возможных альтернативах развития совре­менного естествознания авторами делаются на основании анализа поразительно достоверных по описанию переживаний участников сеансов холотропной тера­пии. С позиций предложенной концепции холотропной терапии легко объясняют­ся такие явления, как экстрасенсорное восприятие и другие феномены, которые разрушают фундаментальные представления материалистическй науки и «меха­нистического видения мира».

Основной философской предпосылкой холотропной терапии является пред­положение о том, что каждый человек европейской культуры «функционирует гораздо ниже своих реальных потенциальных возможностей и способностей,

и такое обеднение возможностей происходит из-за идентификации индивиду­умом себя лишь с одним из аспектов своего бытия - физического тела и Эго». Эта ложная идентификация приводит к лишенному аутентичности, нездоровому и обедненному образу жизни, способствует возникновению и развитию эмоцио­нальных и психосоматических заболеваний психологического характера. В проис­хождении заболеваний играет роль и механизм дистресса, возникновение которо­го при отсутствии органической патологии рассматривается как сигнал того, что личность, опирающаяся на ложные предпосылки, достигла критического момента, когда «прежний образ жизни не только «не работает», но и уже несостоятелен». Следствием такого развития событий является возникновение проблем в опреде­ленной области жизни, например в браке, сексуальной сфере, профессиональной деятельности, взаимоотношениях с другими людьми и пр. Своеобразная диагнос­тика причин заболеваний в каждом конкретном случае строится на анализе психо­патологических синдромов и жизненных стереотипов с точки зрения связанности их с одним из вариантов перинатальной трагедии и специфики родовой травмы. Идея терапевтического воздействия опирается и на работы Юнга, который указы­вает, что психика располагает могущественным потенциалом самооздоровления, а источником целительных сил является коллективное бессознательное. Задача вра­ча в контексте холотропной терапии сводится к тому, чтобы помочь добраться до глубинных слоев психики, не занимаясь рациональным рассмотрением проблемы с использованием каких-либо специфических методов изменения психической ситуации по заранее выработанному плану. Исцеление оказывается результатом диалектического взаимодействия сознания с индивидуальным и коллективным бессознательным.

Техника холотропной терапии опирается в первую очередь на какое-либо не­посредственное переживание из описанных выше как исходное трасформирую- щее средство. Вербальное воздействие применяется на стадии подготовки и после окончания сеанса, чтобы усилить интеграцию переживаний. Психотерапевт созда­ет русло работы, формирует доброжелательную рабочую обстановку и предлагает технику, которая активизирует бессознательное.

Основными элементами холотропного дыхания является:

1) Более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии.

2) Побуждающая музыка.

3) Помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.

Форма работы в основном групповая, и при этом участники меняются мес­тами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом - в роли сидящего (ситтера).

В таких условиях имеющаяся симптоматика усиливается и из латентного со­стояния переходит в проявленное, становясь доступной сознанию. Задача психоте­рапевта - способствовать такому спонтанному проявлению, полностью доверяясь этому автономному оздоровительному процессу. Симптомы представляют собой заблокированную энергию и предельно конденсированный опыт, то есть симпто­матика не только является проблемой, но и представляет возможности к выздоров­лению. Основная цель методов практической психотерапии состоит в активизации бессознательного, освобождении энергии, «застрявшей» в психопатологической симптоматике, и преобразовании стационарного баланса энергии, включенного в поток переживаний. При этом внутренний конфликт переживается не как нечто статичное, монолитное, тупиковое, а как процесс - болезненный, но динамичный и гибкий, доступный для интеграции. Благодаря широте поиска и богатству вы­бора, техника свободного дыхания позволяет примирить непримиримое, принять то, что в обычном состоянии сознания (а также др. методами психотерапии) было бы неприемлемым. Подавление и маскирование болезни сменяется мобилизацией поиска и возможностью разрешения внутреннего конфликта. В содержании ды­хательного процесса, независимо от того, на каком уровне он протекает (биогра­фическом, трансперсональном и т.д.) всегда отражена особенность внутреннего конфликта и пути его решения. Свободное Дыхания запускает механизм, позво­ляющий преодолеть отказ от творческой поисковой активности, восстанавливает ее и обеспечивает готовность решать проблемы. При работе с бессознательным активируется та его область, которая сильнее связана с симптоматикой, при этом сама симптоматика является внешней стороной проявления СКО, центры крис­таллизации которых находятся в БПМ, холотропная терапия раскрывает глубокие связи с трансбиографическими областями психики. Основное кредо холотроп­ной терапии состоит в признании потенциала измененных состояний сознания, способных к эволюции и трансформации и обладающих оздоровительным воз­действием. Переживание целостного опыта измененных состояний сознания, как правило, приводит к изменению динамического равновесия исходных симптомов, трансформируемых в поток необычных переживаний и исчезающих в этом про­цессе. Задача психотерапевта сводится к тому, чтобы поддерживать процесс прак­тической работы, полностью доверяя его оздоровительной природе и не делая ни­каких попыток вмешательства в него. Итак: свободное дыхание является системой психотехнологий,которая:

1)Использует особенности и потенциалы как левого, так и правого полуша­рий головного мозга, то есть весь психический аппарат человека.

2)Использует глубинные ресурсы личности и способность организма к само­исцелению.

3)Делает акцент не на запрет, а на разрешение, минимизирует страх перед возможным срывом.

4)Обладает гибкостью, которая позволяет, оставаясь в рамках модели, вво­дить первые элементы, использовать ее для индивидуальной и групповой психотерапии.

5) Обладает универсальностью применения.

6)Имеет достаточно хорошую обратную связь; на всех этапах психотерапевт отчетливо видит, как работает клиент.

Свободное дыхание отличается даже на уровне психотехник. В нем выделя­ются пять элементов для успешного прохождения процесса:

1)Полное расслабление.

2)Связное дыхание.

3)Объемное внимание.

4) Гибкость контекста.

5) Активное доверие.

Каждый элемент имеет глубокое теоретическое обоснование; а их сочетание имеет системный характер.

В свободном дыхании используются четыре класса дыхания, каждый из кото­рых имеет специфическое функциональное назначение:

—             медленное и глубокое;

—             быстрое и глубокое;

—             быстрое и поверхностное;

—             медленное и поверхностное.