Коллектив как субъект и объект воспитания.
- Информация о материале
- Просмотров: 19645
Признаки коллектива (по Макаренко):
-совместная устремленная к социально-значимым целям деятельность;
-отношение ответственной зависимости;
-наличие органов самоуправления;
-наличие лидера;
-наличие общественного мнения и традиций.
Принципы развития коллектива:
-гласность;
-ответственная зависимость;
-перспективные линии развития;
-«правило параллельного действия».
Отношения в коллективе:
-гуманистические;
-нейтральные;
-асоциальные.
Стадии развит коллектива:
1) приняты цели коллектива; есть совместная деятельность; формируется актив; есть микроколлективы.
2) все дела для многих преобретает нравствственный смысл; бурное развитие самоуправления;
3) преобладают гуманистические отношения; поведение ребенка приобретает устойчивость, стремление к самовоспитанию.
Разновидности детского коллектива:
-школьный класс (возраст, единая программа обучения, требования-классный руководитель);
-клубные объединения (добровольное, разновозрастные, интерес по творческим видам деятельности);
-детские организации (общественное, имеет свои правила, членство);
-временные детские коллективы (15-45 дней: лагерь, экспедиция, туристический поход).
Функции коллектива:
-организаторская (каждый член коллектива становится субъектом своей общественно-полезной деятельности);
-идейно-воспитательная (каждый становится носителем и пропагандистом определенно идейно-нравственных убеждений коллеектива);
-стимулирующая (способствует формированию личности, регулирует поведение членов коллектива).
Методы формирования коллектива:
-метод предъявления требований;
-метод организации деятельности;
-метод организации отношений;
-метод коррекции поведения.
Структура коллектива:
первичный коллектив - коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. По характеру деятельности первичные коллективы делят на:
-организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции);
-организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу могут быть одновозрастными и разновозр. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Формируется актив и избирается староста.